Бадняк

Начнем с того, что елка, без которой немыслим Новый год и Рождество, известна с 1642 г. И пришла она не "з лiсу, лiсу темного, де ходить хитрий лис", а из Страсбурга и Эльзаса. Оттуда попала в Австрию, в Венгрию (1819-1830), в Прагу (1820), а с начала XIX века - в скандинавские страны.

Гораздо раньше использовалось так называемое рождественское полено (бадняк). Это толстый пень или бревно (реже - несколько поленьев), которое горело в очаге начиная с сочельника. Помните "12 месяцев " с их "Гори, гори ясно, чтобы не погасло... пусть в полях пшеница густо колосится...". Бадняк известен почти всем народам Европы и издавна символизировал щедрость урожаев и благосостояние в доме. "Ты гори, костер, гори, смолы вешние вари, ты гори до неба - будет больше хлеба". Поэтому, соблюдая различные церемонии, бадняк торжественно вносили в дом и поджигали. Причем иногда используя наидревнейший способ добывания огня - трение. Для охристианивания этого, в общем, языческого обряда на бадняке вырезали крест, а затем осыпали зерном, поливали маслом и т.д. Например, итальянцы считают, что обливание бадняка символизирует кровь Христову. Само горение в некоторых особенно упрямых местах (в той же Италии) должно продолжаться аж до Богоявления (19 января). Во Франции для полена выбирают дерево, плоды которого предпочтительнее. А в Испании и Португалии полено не жгут, а только опаливают рождественским пламенем, а потом хранят, надеясь на его чудодейственные свойства. В Германии, несмотря на то что оттуда и пошла рождественская елка, тоже была традиция с рождественским поленом. Причем бревно выбиралось настолько увесистое, что тащить к костру его приходилось лошадьми.

Объясняется такое повальное европейское пристрастие к сжиганию ритуального полена несколькими причинами.

  1. Огонь очага - это солнце, которое подарит новый урожай.
  2. В пламени горящего очага и вообще в очаге живут души предков.
  3. Кормление полена как "гостя" и последующее его сожжение - часть культа домашнего очага.

Зола после сгорания рождественского полена обладала, по поверьям, волшебными свойствами. А искры из бадняка сулили богатый приплод скота. Поэтому по нему специально били, стараясь, чтобы искр было побольше. Во Франции бытует поверье, что сама Мария приходит посидеть у огня рождественского полена. А у норвежцев Рождеству предшествует праздник св. Люсии, то есть праздник грядущего света. Самые красивые девушки претендуют на эту роль. А норвежские дети выставляют на Рождество на шестах необмолоченные снопы для птиц.

В Италии искры, сыплющиеся из рождественского полена, символизируют не приплод скота, а сласти для детей. К традиционным сластям относятся панеттоне (вроде кулича), торроне (нуга с изюмом и варенными в мёде орехами), панджалло (кекс с изюмом и цукатами). Вообще итальянцы сохранили очень много языческих черт. Например, переодевание слуг в господ и наоборот. У Джованьоли в его "Спартаке" описаны веселые Сатурналии, праздник, когда возвращается золотой век Сатурна, когда нет рабов и хозяев. Это переодевание, по слухам, превратилось в предрождественские карнавалы (хотя эта версия появления карнавала - одна из десятка).

Вечерний Харьков


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *