Берёза

Берёза — одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В народной традиции БЕРЁЗА может выступать как «счастливое» дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.

Берёзы
Берёзы

Поверья о полезных и вредоносных свойствах БЕРЁЗЫ сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) БЕРЁЗУ считали вместилищем духов — поэтому в нее так часто бьет молния; в других селах она оценивалась как «счастливое» дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в Полесье запрещалось сажать БЕРЁЗУ рядом с домом, чтобы на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или по другим причинам — БЕРЁЗА часто «плачет»; в нее часто «бьет» гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит БЕРЁЗУ во дворе, то кто-нибудь из семьи умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли БЕРЁЗЫ, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвычегодска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы.

Вместе с тем во многих местах БЕРЁЗУ специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка, для защиты от молнии, для отпугивания зла и т.п. В Люблинском воеводстве БЕРЁЗА считалась деревом, приносящим удачу, по ее веткам, поставленным в воду, девушки гадали о замужестве. Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка БЕРЁЗЫ была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы получить богатый урожай злаков, льна. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони. После выпечки хлебов в печь бросали березовые поленья, чтобы «ягнята были белыми».

В народных легендах БЕРЁЗА — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Пятницу от преследований черта (русское), или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское).

Женская символика БЕРЁЗЫ проявляется в обрядах лечения детских болезней: например, веря в магическое исцеление, носили девочек к БЕРЁЗЕ, а мальчиков — к дубу (украинск.). В обрядовых приговорах при сватовстве БЕРЁЗА и дуб выступали как символы невесты и жениха («у вас есть береза, а у нас дуб...»). Чтобы иметь в браке больше мальчиков, чем девочек, молодая при выходе из церкви должна была взглянуть в сторону леса и сказать: «Все в лесу дубы, лишь одна береза» (гуцулы Закарпатья). В Полесье верили, что посаженная близко к дому БЕРЁЗА вызывает женские болезни у его обитательниц; что наросты на березовых стволах образуются от женских проклятий («бабских проклёнов»). В некоторых полесских селах при похоронах покрывали тело умершей женщины березовыми ветками, а тело мужчины — ветками тополя. В белорусских причитаниях умерших братьев называли «зялеными кусточками», а умерших сестер — «белыми бярезами». В свадебных и лирических песнях БЕРЁЗА — самый популярный символ девушки.

Связь БЕРЁЗЫ с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в Полесье говорили, что они «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе», «на кривой БЕРЁЗЕ». Принадлежащими русалкам считались такие БЕРЁЗЫ, ветки которых свисали до земли; на Троицкой неделе к ним боялись приблизиться, опасаясь русалок. В Польше такие плакучие БЕРЁЗЫ, одиноко растущие в поле, назывались деревьями духов. В них якобы вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из БЕРЁЗ и «затанцовывали» насмертьслучайных прохожих. Согласно польским поверьям, под одиноко растущей БЕРЁЗОЙ покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока в ней струится кровь. Некоторые признаки необычного вида БЕРЁЗЫ (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских балладах, легендах, сказках погибшая девушка превращается в БЕРЁЗУ. Характерно, что в Костромском крае об умирающем говорили: «В березки собирается».

БЕРЁЗА часто упоминалась как атрибут нечистой силы в демонологических поверьях и быличках: рассказывали, например, что ведьма могла надоить молоко с ветвей БЕРЁЗЫ; она же летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданный чертом хлеб — в березовую кору; женщину, в которую вселился бес, во время приступа «бросало» на БЕРЁЗУ.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *