Босорка

Босо́рка (венг. boszorka, з.-слав. bosorka, укр. босорка), босорка́ня (венг. boszorkány, укр. босорканя), босорко́й (рум. bosorcoi) — мифологический персонаж народов Карпат (венгров, румын[ro], славян), ведьма или колдун с чертами вампира. Слово имеет венгерское происхождение, в венгерский оно в свою очередь могло попасть из тюркских языков, ср. тюрк. basyrkan — «ночной кошмар».

Общий облик

У сла­вян в об­ра­зе бо­сор­ки со­еди­ня­ют­ся об­ра­зы во­сточ­но­сла­вян­ской ведь­мы, за­пад­но­сла­вян­ской бо­гин­ки (под­ме­на детей) и юж­но­сла­вян­ских демонов (двое­душ­ни­ца). Счи­та­лось, что чем боль­ше у бо­сор­ки душ (от одной до трёх), тем она силь­нее и вредней. В раз­ных ча­стях Укра­ин­ских Кар­пат до­ми­ни­ро­ва­ли раз­ные сто­ро­ны об­ра­за: в За­кар­па­тье под бо­сор­ка­ми в ос­нов­ном по­ни­ма­лись кол­ду­ньи и зна­хар­ки, тогда как у бой­ков и гу­цу­лов — ведь­ма, от­би­ра­ю­щая мо­ло­ко у коров. Бо­сор­кой могли стать: та, в кого все­лил­ся дух мерт­ве­ца; седь­мая де­воч­ка в семье. Ко­ли­че­ство бо­сор­кань оце­ни­ва­лось в на­ро­де как боль­шое: по паре, а то и 10-15 в каж­дом селе; су­ще­ство­ва­ли места, в ко­то­рых до­ста­точ­но было свист­нуть в паль­цы, чтобы яви­лось любое ко­ли­че­ство бо­сор­кань (За­кар­па­тье). В За­кар­па­тье бо­сор­кань или сбли­жа­ли с упы­ри­ца­ми (укр. опи­ри­ця) или счи­та­лось, что они ста­но­вят­ся ими после смерти. Как и все ведь­мы, уми­ра­ли бо­сор­ка­ни тяжело. В Укра­ин­ских Кар­па­тах муж­ской образ бо­сор­ку­на как пра­ви­ло был более по­ло­жи­тель­ный, при­чём часто бо­сор­ку­ны про­ти­во­сто­я­ли бо­сор­ка­ням, а их сила уве­ли­чи­ва­лась после смер­ти, а не умень­ша­лась как у них.

Счи­та­лось, что днём бо­сор­ки вы­гля­дят кра­са­ви­ца­ми, тогда как ночью при­ни­ма­ют страш­ный вид: смор­щен­ное лицо, крас­ные глаза, кри­вой рот, во­ло­са­тые ноги. Бо­сор­ка­ни могли изоб­ра­жать­ся и как плос­ко­гру­дые жен­щи­ны в белом с длин­ны­ми ху­ды­ми ру­ка­ми и тон­ки­ми но­га­ми, с ку­ри­ны­ми ла­па­ми, хвостом. В одной из за­кар­пат­ских игр при по­кой­ни­ке изоб­ра­жа­ю­щий бо­сор­ка­ню маль­чик оде­вал белое пла­тье или про­сты­ню, вы­ма­зы­вал лицо мукой, встав­лял в рот про­те­зы клы­ков из белой кор­мо­вой свёк­лы и при­ла­жи­вал по­ме­ло или бе­рё­зо­вый веник вме­сто хво­ста, затем он пле­вал­ся на­бран­ной в рот водой, ска­кал, бил «хво­стом», виз­жал и выл, ста­ра­ясь пой­мать дру­гих детей, за­ли­зать и за­це­ло­вать, из­ма­зав мукой с лица. Хотя от­ме­ча­ют, что бо­сор­ки могут быть лю­бо­го воз­рас­та, в ми­фо­ло­ги­че­ских рас­ска­зах они чаще пожилые. Бо­сор­ки об­ла­да­ют спо­соб­но­стью к оборотничеству могут пре­вра­щать­ся в жаб, кошек, собак, кур, сви­ней, сычей, серн, змей, ле­ту­чих мышей, в ко­ле­со, ко­чер­гу, валёк для стир­ки. Также они могут быть неви­ди­мы­ми. Счи­та­лось, что бо­сор­ки раз­би­ра­ют­ся в тра­вах и со­би­ра­ют их для своих целей.

Со­глас­но на­род­ным пред­став­ле­ни­ям, бо­сор­ки по­се­ща­ют шабаш в каж­дое но­во­лу­ние или на ис­хо­де месяца. Они ле­та­ют туда на по­ме­ле, ве­нике, ко­чер­ге, лопате, метле, мялке, бочке. При этом они вы­ле­та­ют через трубу. Также они могли пе­ре­дви­гать­ся в возке, за­пря­жён­ном чёр­ны­ми кошками или ска­кать на пре­вра­щён­ном в коня муже или дру­гом человеке. Счи­та­лось, что бо­со­рок со­про­вож­да­ет силь­ный ветер. Сбо­ри­ща эти могли про­ис­хо­дить в пу­стых домах, в глу­бо­ких оврагахна гор­ных вер­ши­нах (на­при­мер, упо­ми­на­ет­ся гора Бу­жо­ра), в пещерах. Там бо­сор­ка­ни вме­сте с упы­ря­ми и др. пре­да­ва­лись ор­ги­ям. Во­об­ще, они любят тан­це­вать при лун­ном свете.

Воздействие на людей

Бо­сор­кам в ос­нов­ном при­пи­сы­ва­лись такие за­ня­тия: от­би­ра­ние мо­ло­ка у коров (брала со­ло­мы, травы, на­во­за с чу­жо­го двора; со­би­ра­ла росу на паст­би­ще на по­лот­но, ко­то­рая затем ста­но­ви­лась мо­ло­ком; брала взай­мы у хо­зяй­ки во время отела); про­чий вред хо­зяй­ству и ско­тине; месть тем, кто её узнал; при­во­рот и от­во­рот; на­сы­ла­ние порчи, бо­лез­ней, смер­ти, сглаз; устрашение и сби­ва­ние с пути людей (Закарпатье); за­ма­ни­ва­ние и по­губ­ле­ние пар­ней; ду­ше­ние по ночам; под­ме­на че­ло­ве­че­ско­го ре­бён­ка на сво­е­го — урод­ли­во­го, плак­си­во­го и жи­ву­ще­го толь­ко семь лет; от­би­ра­ние мо­ло­ка у ро­же­ниц (до­тра­ги­ва­лась до её по­сте­ли; пила из её круж­ки — укра­ин­цы во­сточ­ной Сло­ва­кии). Бо­сор­кам при­пи­сы­ва­лось управ­ле­ние по­го­дой, как вре­до­нос­ное, так и полезное: вы­зы­ва­ние града, дождя, грозы, ветра, бури, за­су­хи, пожара; в дет­ских пес­нях с бо­сор­ка­ми свя­зы­ва­ли гриб­ной дождь: «бо­сор­ка­ня гадов бьёт» (укра­ин­ское), «бо­сор­ка масло сбивает» (словацкое); по на­род­ным по­ве­рьям, во время по­хо­рон бо­сор­ки идёт силь­ный дождь; за­су­ху бо­сор­ки вы­зы­ва­ли за­ча­ро­вы­вая змей, ко­то­рые на­чи­на­ли драть­ся друг с дру­гом, или под­вя­зы­вая пе­ту­ху два пера под левое крыло. Счи­та­лось, что бо­сор­ки более ак­тив­ны в День свя­той Люции, Со­чель­ник, День Трёх ко­ро­лей, Юрьев день, чет­верг и пят­ни­цу Страст­ной неде­ли, 1 мая, Иванов­скую ночь.


Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *