Божич

Божична трапеза
Божична трапеза

Божич (сербохорв. Божић, Božić, серб. Сjакање, Вертеп, Коринђаши; словен. Božič; макед. Божиќ; з.-болг. Божич) — национальное название Рождества у большинства южных славян (македонцы, сербы, словенцы, хорваты и черногорцы) занимает центральное место в зимнем святочном цикле. Готовиться к нему начинают заблаговременно — с Николы зимнего. Накануне Божича отмечают «Бадни дан» (Сочельник), то есть день рождественского полена бадняка.

Этимология

Божич — «сын божий». Про­звод­ное от *bogъ, па­тро­но­ми­кон (от­че­ство) с ука­за­ни­ем на про­ис­хож­де­ние (ср. ст.-чеш. božic — «сын божий»). Си­но­ни­мы — рож­де­ство, молодость.

Обычаи

Обы­чаи и об­ря­ды Бад­не­го дня пред­став­ля­ют собой под­го­тов­ку к встре­че глав­но­го зим­не­го празд­ни­ка. До вос­хо­да солн­ца глава семьи и его стар­ший сын вы­стре­лом из ружья перед домом объ­яв­ля­ют о по­хо­де в лес за бад­ня­ком. В лесу они рубят несколь­ко боль­ших веток или целое де­ре­во. Это был как пра­ви­ло дуб, хотя в неко­то­рых ме­стах могла быть сосна или ель. После того, как опре­де­ля­ет­ся под­хо­дя­щий дуб, глава семьи дол­жен стать лицом на во­сток, три раза пе­ре­кре­стить­ся, по­ми­ная по­сле­до­ва­тель­но, Гос­по­да Бога, свя­то­го — по­кро­ви­те­ля семьи и гря­ду­щий празд­ник. Щепки, ко­то­рые от­ле­та­ют во время рубки бад­ня­ка, на­зы­ва­ют «ивер». Воз­вра­ща­ясь из леса, хо­зя­ин дол­жен за­хва­тить одну такую щепу в дар хо­зяй­ке дома. Днём сруб­лен­ное де­ре­во стоит у по­ро­га дома.

Ве­че­ром, перед рож­де­ствен­ским ужи­ном хо­зя­ин за­но­сит бад­няк вме­сте с со­ло­мой в дом, ста­вит по­бли­же к огню, а хо­зяй­ка по­сы­па­ет его пше­ни­цей. После бад­няк це­лу­ют все члены семьи, обиль­но на­ма­зы­ва­ют мёдом и с его по­мо­щью раз­жи­га­ют се­мей­ный очаг. По­ле­но долж­но го­реть на про­тя­же­нии всего празд­ни­ка. Огонь этого по­ле­на также на­зы­ва­ет­ся бад­няк, или бад­не­дан­ска ватра. Ду­бо­вые по­ле­нья и ветки жгут в этот вечер также на пло­ща­дях серб­ских го­ро­дов и сёл. Это ри­ту­аль­ное со­жже­ние обо­зна­ча­ет, что со­вер­ша­ет­ся пе­ре­ход к но­во­му ка­лен­дар­но­му циклу, к но­во­му вре­мен­но­му витку.

В этот вечер жен­щи­ны го­то­вят рож­де­ствен­ский пирог и пост­ные блюда. Обыч­но глав­ным блю­дом яв­ля­ет­ся карп или иная боль­шая реч­ная рыба. В ночь перед Рож­де­ством семьи мо­лят­ся, поют тро­парь «Рож­де­ство твоё», по­здрав­ля­ют друг друга с со­чель­ни­ком и са­дят­ся за стол. За сто­лом на Рож­де­ствен­ский со­чель­ник, как пра­ви­ло, со­би­ра­ет­ся вся семья.

С на­ступ­ле­ни­ем тем­но­ты мо­ло­дёжь ходит из дома в дом ко­ля­до­вать с пе­ни­ем ко­ля­док и раз­лич­ны­ми ма­ги­че­ски­ми дей­стви­я­ми, при­зван­ны­ми бла­го­по­лу­чие, уро­жай и здо­ро­вье в на­сту­па­ю­щем году. Ко­ля­до­ва­ние боль­ше со­хра­ни­лось в во­сточ­ной и южной Сербии.

С рож­де­ствен­ской служ­бы сербы при­но­сят в дом просфо­ры и целый день при­вет­ству­ют друг друга сло­ва­ми «Хри­стос ро­дил­ся!» — «Во­ис­ти­ну ро­дил­ся!». Утром при­сту­па­ют к вы­печ­ке чес­ни­цы с пер­вым зво­ном цер­ков­ных ко­ло­ко­лов. «Чес­ни­це» — круг­лый об­ря­до­вый хлеб, при­го­тов­лен­ной без дрож­жей, из белой муки, ино­гда на воде, взя­той из трёх ис­точ­ни­ков. В пе­ре­во­де с серб­ско­го слово «чес­ни­ца» озна­ча­ет «ку­со­чек сча­стья» («чест» — кусок и «срећа» — сча­стье). Чес­ни­ца раз­ла­мы­ва­ет­ся на куски и раз­да­ёт­ся го­стям, со­брав­шим­ся на Рож­де­ство. Вто­рая по­ло­ви­на дня по­свя­ща­ют­ся по­се­ще­нию дру­зей, тан­цам, пес­ням и гу­ля­ньям. Гости в ожи­да­нии рож­де­ствен­ско­го обеда со­би­ра­ют­ся в го­сти­ной или на кры­той ве­ран­де, где хо­зяй­ка уго­ща­ет го­стей го­ря­чей ра­ки­ей, сыром и фрук­та­ми. Глав­ное блюдо рож­де­ствен­ско­го обеда — жа­ре­ный на вер­те­ле рож­де­ствен­ский по­ро­сё­нок (серб. печеница).

См. также: Коляда, Полазник

Рождество / Виноградова Л. H., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 454—460. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.

Божич / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская Энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 181.

Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 2 (*bez - *bratrъ). — М.: Наука, 1975. — 238 с.

Виноградова Л. H., Плотникова А. А. Божић // Словенска митологија, Енциклопедијски речник / Ред. С. М. Толстој, Љ. Раденковић. — Београд: Zepter book world, 2001. — С. 41–42. — ISBN 86-7494-025-0. (серб.)

Недељковић М. Годишњи обичаји у Срба. — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)


Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *