Дерево

Дерево — один из основных элементов традиционной картины мира, моделирующий его пространственный и временной образы (ср. Мировое дерево). Дерево соотносится с разными вариантами мировой вертикали — с мировой осью: согласно сербским поверьям, земля расположена на ветвях боярышника, как на столбе; с горой (ср. Берёзовую гору или Дерево на Лысой горе как место шабаша ведьм); с храмом (ср. дохристианский обычай ставить храмы вблизи культовых деревьев или на их месте). Дерево соотносится с верхним миром: с птицами (ср. фольклорный образ птицы на вершине мирового дерева), с солнцем («Стоит дерево посредине села, а в каждой хате по ветке», восточнославянская загадка о солнце) и др. В фольклоре Дерево маркирует центр мира (ср. в заговорах образ Дерево, растущего посредине »того света » — в поле, на горе, на острове, в море, под которым сидят Бог, Богородица, св. Николай и др.).

Дерево
Дерево

Дерево выступает в функции универсального медиатора, посредством которого человек (бог, святой, демон, смерть, душа умершего, хтоническое животное, новорождённый и др.) попадает в мир людей и покидает его, перемещаясь на небо, в потусторонний мир, на «тот свет» и т.д. В магических формулах, с помощью которых детям объясняли, откуда они берутся, одним из наиболее частых является упоминание о том, что детей нашли на дереве («с груши упал», «на вербе тебя поймали»), ср. также характерную фразеологию, связанную со смертью, типа глядеть в дуб  — «умирать». По Деревьям в Ирий отправляются змеи с наступлением осени; на Дереве, сходя с неба на землю, «отдыхает» Богородица (бел., пол.). Чтобы вернуть подменённого демонами ребёнка, надо было положить подменыша под куст или дерево (бузины, осины, шиповника и др.), откуда демоны должны будут забрать своего и вернуть женщине похищенного ребёнка.

Для мифологии Дерева существенна его характеристика как пограничного локуса. В быличках человек, оказавшись на Дереве, задержавшись под ним или заблудившись ночью в лесу, вовлекается нечистой силой (чертями, самодивами и др.) в демоническую мистификацию, а наутро все окружавшие человека ночью «культурные» предметы оборачиваются «природными»: дом, в котором ночью якобы справляли свадьбу и где человек нашёл ночлег, и верховая лошадь, на которой человек тайком летал за ведьмой на шабаш, оказываются стволом Дерева, курительная трубка — сучком, одежда  — корой, деньги — старыми листьями.

Особая роль отводилась Дереву в похоронном обряде. Похороны под Деревом или просто в лесу практиковались у всех славян в отношении мертворождённых и некрещёных детей: их закапывали в саду, под плодовым Деревом, вербой, любым Дерево вообще.

Обычай сажать Дерево на могиле известен всем славянам. Чаще всего это были плодовые или вечнозеленые деревья. Повсеместно распространено поверье о том, что, если Дерево принялось на могиле, покойник был праведником, если нет — грешником. Дерево на могиле было неприкосновенным: его нельзя было жечь, рубить, срывать с него плоды, иначе покойники осудили бы обидчика «своим судом», пугали, наказывали его болезнью и др. У южных славян Дерево сажали также на могиле человека, не оставившего потомства; а также на могиле человека, погибшего вдали от дома, в которую вместо тела положены его вещи. На могилах молодых, умерших до брака, сажали деревце, которое носили во время похоронной процессии (см. Похороны-свадьба).

Важнейшим аспектом мифологии Дерева является его устойчивая соотнесенность с человеком. Болгары считали, что одномесячники (два человека, родившиеся в один и тот же месяц, но в разные годы) имеют одну, общую, судьбу. Чтобы разделить эту судьбу между двумя людьми, их ставили рядом и сажали между ними Дерево. Считалось, что Дерево, как и человек, имеет свой «век», рождается и умирает (ср. характерный запрет рубить дерево, которое должно «умереть своей смертью»), переживает периоды расцвета и увядания (ср. загадывание покойника через образ сухого дерева), способно к плодоношению (ср. родить о дереве и женщине); «пол» (ср., например, в фольклоре березу как женский символ, дуб и клен — как мужские; сербский обычай относить рубашку роженицы на женское или мужское Дерево, в зависимости от того, хочет ли она в будущем иметь мальчика или девочку).

Известны фольклорные произведения (песни, баллады, этиологические предания) о превращении человека в Дерево (ср. мотив о вырастании Дерева на могилах невинно убиенных). Популярны сюжеты о Дереве как инкарнации человека после смерти. Обычно они связываются с Деревьями, растущими одиноко, вне леса: говорят, что в таком дереве заключена душа убитого или умершего молодым, а в Дереве вместо соков течет кровь, поэтому такое Дерево запрещают рубить.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *