Добрыня Никитич

 

Добрыня Никитич
Константин Васильев. Бой Добрыни со змеем

Добрыня Никитич — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь. “Средняя” позиция Добрыни Никитича объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря его усилиям и талантам богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разойдутся. В одних былинах ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ выступает в сообществе с Ильёй и/или Алешей, в других — с иными богатырями (Дунай, Василий Каземирович), в третьих — в одиночку.

Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — “поповское” (духовное), то ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его “княженецкий” дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто находится при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя, сватает для князя невесту, ведет, по желанию княгини, переговоры с каликами перехожими, проверяет похвальбу Дюка и т.п. Не случайно Василий Каземирович, посланный князем Владимиром со сложным поручением собрать дань в Орде, просит себе в спутники ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА. В ряде былин говорится о его купеческом происхождении: он родился в Рязани и был сыном богатого гостя Никиты Романовича. Отец его умирает, когда ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ был еще ребенком или даже находился во чреве матери. Его воспитывает мать Амелфа Тимофеевна, благодаря которой ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ отдают в учение, где он “научился в хитру грамоту”. Его “вежество”, знание манер постоянно подчеркивается в былинах: он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры — татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.

Особой архаичностью выделяется один из самых распространенных былинных сюжетов “ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ и змей ”, в котором он выступает как змееборец. Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда “стал молоденький Добрынюшко Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать... малых змеенышей потаптывать”. Для совершения главного подвига он отправляется к Пучай-реке, месту обитания Змея Горыныча. Несмотря на предостережения матери и красных “девушек-портомойниц”, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ вступает в воды реки, которая оказывается или враждебной герою (из первой струйки “огонь сечет”, из другой — “искра сыплется”, из третьей — “дым столбом валит”), или предательской по отношению к нему: как только третья “относливая” струя вынесла его на середину реки, прилетает Змей Горыныч, дождит дождем и сыплет огненными искрами на богатыря, оставшегося безоружным. Но ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ несколько раз ныряет в глубь реки, прежде, чем оказывается на берегу, и, вступив в поединок, сокрушает Змея “шапкой земли греческой”. Тот пал на сыру землю. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ хочет срубить “змеищу” головы. Змей вымаливает пощаду, но. пролетая над Киевом, похищает любимую племянницу князя Владимира Забаву (Запаву) Путятишну.

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г
Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г

Князь Владимир поручает ДОБРЫНЕ НИКИТИЧУ освободить ее: он достигает “нор змеиных ” (пещер), спускается в них, освобождает Забаву Путятишну и “полоны русские”. Этот змееборческий сюжет имеет многие аналоги (вплоть до св. Георгия и св. Федора Тирона). В былине, по-видимому, в преобразованном виде отражается историческая ситуация, связанная с крещением Руси: ср. мотив купания Добрыни Никитича в реке и убийство змея шапкой греческой земли (из Греции - Византии пришло христианство). В этом контексте ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ былины соотносим с дядей князя Владимира — Добрыней, принимавшим участие в крещении новгородцев и упоминаемым  в летописи. Отчество Забавы Путятишны возводится к тысяцкому Путяте, устрашившему новгородцев, которые не желали креститься (ср. старинную пословицу: Путята крести мечом, а Добрыня огнем). Имя Марфиды Всеславьевны, встречающееся в одном из вариантов былины о ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ — змееборце, сопоставляется с именем матери или одной из жен князя Владимира Малфридой и т.п.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *