Дом

Дом — символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Дом противопоставлен внешнему миру и потому является объектом разнообразных магических ритуалов, совершаемых для его защиты и ограждения от злых сил. В фольклоре и мифологии символами Дома выступают матица, очаг, печь, угол.

Организация домашнего пространства повторяет структуру внешнего мира и отчасти отражает структуру семьи. Место в центре обладает наибольшей сакральной значимостью; жилое пространство Дома делится по диагонали на две части: угол с печью (очагом) —левая сторона — образует женское пространство (ср. рус бабий кут), правая сторона с красным углом — мужское. Элементам, огораживающим Дом от «чужого» пространства (крыша, стены), противопоставлены элементы, обеспечивающие его связь с внешним миром — дверь, окна. Очаг, печь — организующий центр дома, символ духовного и материального единства живущих в Доме родственников, источник жизни. Особой значимостью обладает порог Дома, через который осуществляется контакт с «чужим» пространством.

Деревенский дом в Подлясье (д. Плутыче, Белостокское воеводство, Польша), построенный около 1900 г
Деревенский дом в Подлясье (д. Плутыче, Белостокское воеводство, Польша), построенный около 1900 г.

О наделении Дома благополучием, богатством заботились уже при закладке Дома. В восточном Полесье при строительстве Дома на мох, которым был устлан бревенчатый потолок, сверху сеяли овес и присыпали его песком: овес всходил, засыхал, что должно было обеспечить богатство Дома. С этой же целью осыпали («осевали») матицу (=дом) зерном и хмелем. У южных и восточных славян было принято горсти зерна, гороха сыпать в углы Дома, бросать под потолок, на матицу во время святок, на масленицу, а также в канун Юрьева дня, чтобы защитить богатство Дома от ведьмы. Во время жатвы в Дом вносили первый и последний снопы, жатвенный венок — символы богатства и изобилия.

При защите Дома особое внимание уделяли тем его частям, которые открыты внешнему миру. Закрещивали, окропляли дверь, дверной косяк, порог, окна; там же вешали, укрепляли, втыкали различные предметы-обереги (растения, режущую и колющую утварь, зеркало, подкову и пр.). Охранительный смысл приписывался действиям, совершаемым вокруг Дома. Символическое удаление чего-либо из Дома способствовало очищению Дома от насекомых, пресмыкающихся, болезней, нечистой силы. Так, в Орловской губ., чтобы вывести из Дома блох, девушка или девочка утром в Чистый четверг голой выметала избу и выносила сор на середину дороги.

Приобщение к домашнему пространству символизировали специальные действия. Бабка-повитуха дотрагивалась ножками новорожденного до печки или обходила с ним вокруг очага. Молодая, прежде чем войти в дом мужа, перебрасывала через Дом яблоко, свой пояс и др., чтобы ей повиновались как новой хозяйке.

В Полесье невеста при уходе из родительского дома забирала с собой что-либо живое (курицу, кошку), чтобы иметь потомство в новом Доме. На Русском Севере, если вся семья переходит на жительство в новый Дом, то из старого Дома символически забирают богатство и приплод скота, приглашая домового на новое место.

Покровителями дома выступают предки, связь с которыми нередко осуществляется через ритуальные трапезы, устраиваемые в пространстве Дома: поминальные и календарные, прежде всего святочные. Широко распространено у славян верование, что души умерших возвращаются Домой в определенные дни. Печь, порог, углы дома считаются местом пребывания умерших предков (ср. обычай хоронить умерших, особенно детей некрещеных, под порогом (у входа или под полом), закапывать там послед и т.п.). У сербов и болгар опекуном Дома считается патрон, святой-покровитель дома и семьи, икону которого сербы клали в фундамент Дома. День памяти святого-покровителя праздновали как именины самого Дома. (см. «Слава», Курбан).

Благополучие Дома и хозяйства зависит также от домовых духов, которые живут в каждом Доме под печью или под порогом У балканских славян покровителем жилого Дома, как и любого строения, может выступать дух, происходящий из замурованной при строительстве тени человека или животного, или даже самого живого существа (болг., макед. таласам, таласон и т.п.). Среди представителей животного мира покровителем Дома считается змея, уж (реже — ласка).


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *