Дунай

Дунай — в представлении древних славян, в т.ч. русских,- мифологизированный образ главной реки; лексема «Дунай» в славянских языках (отчасти и в балтийских) стала нарицательным словом, обозначающим далёкую, незнакомую реку, глубокие воды, море, водный разлив, ручей и т.п. Огромное количество гидронимов с элементом «Дунай» образуют мощный слой в славянской (и балтийской) «сакральной топографии».

Для славян ДУНАЙ был их исходной родиной («Повесть временных лет »), память о которой сохранялась очень долго. ДУНАЙ представлялся как своего рода центр, притягивающий к себе все остальные реки. ДУНАЙ вместе с тем обозначал некий главный рубеж, за которым лежит земля, обильная богатством, но и чреватая опасностями. В этом смысле ДУНАЙ — граница благодатной земли и вожделенная цель всех устремлений. Наконец, ДУНАЙ — не просто большая река, но и  море, путь по морю.

У разных групп славян, особенно у южных и западных, с ДУНАЕМ ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, её плодотворящих вод (ср. мужской род названия реки и предполагаемые женские культы ДУНАЯ). В восточнославянских мифопоэтических, фольклорных и обрядовых текстах образ ДУНАЯ выступает в разнообразных вариантах — от антропоморфных персонификаций до вырожденных форм типа десемантизированных припевов, междометий и т.п. В песнях ДУНАЙ — образ вольной девической жизни (девица гуляет у ДУНАЯ, прощается с ним, когда она просватана, и совершает ритуальное омовение; ДУНАЙ заодно с девицей, когда она не хочет вступать в брак). Предстоящий брак вызывает образы ДУНАЯ в разных вариантах (слезы девицы «Дунай-речку делают», жених приравнивается к ДУНАЮ, перед браком молодец совершает обряд на ДУНАЕ, в частности, он «стружит стрелки» и пускает их на ДУНАЙ, чтобы они плыли «к девке»). ДУНАЙ уподобляется золоторогому оленю, помогающему в свадьбе. Сокол или орёл обещает молодцу перенести свадьбу на другой берег ДУНАЯ, если в него не будут стрелять. Переправа через ДУНАЙ — символический образ брака, девушка просит перевезти её за ДУНАЙ; девушку вылавливают из ДУНАЯ (спасение — брак), она роняет в него перстень: кто поймает его, тот станет мужем; гадая о милом, в ДУНАЙ бросают венки; вылавливание венка — смерть-свадьба, Для приготовления каравая воду берут из ДУНАЯ, и сам каравай пускают плыть по ДУНАЮ. Замужняя женщина поверяет свои тайны и тоску ДУНАЮ: в него она бросает волосы, чтобы они плыли к отцу-матери, или пускает птицу, чтобы сообщить о себе.

С ДУНАЕМ нередко связывается образ смерти. Молодец на коне тонет в ДУНАЕ — обручение с рекой. Воин, погибая за ДУНАЕМ, отсылает коня к родителям с вестью о смерти. Кровь убитого стекает в ДУНАЙ, где милая сыплет песок на камни: когда песок дойдет до моря, убитый вернется к милой. Занемогший постылый муж просит принести ему воды с ДУНАЯ, жена не спешит, и он умирает. Молодец совершает самоубийство, топясь в ДУНАЕ: река отзывается выходом из своих берегов. В белорусской песне в результате неудачного брака молодец бросается в ДУНАЙ: “разженюся, дунайчиком обернуся”. Соблазненная девица ищет смерти в ДУНАЕ; иногда девица случайно тонет в ДУНАЕ, и тогда считается, что она выходит за ДУНАЙ замуж. Вдова, отчаявшись, бросает в ДУНАЙ своих детей с просьбой к нему позаботиться о них; утопление ребенка (часто незаконнорожденного) в ДУНАЕ нередко становится темой обрядовых песен и баллад.

Нередок мотив святости ДУНАЯ, в частности в русских заговорах. Особое место образ ДУНАЯ занимает в русских обрядовых и игрищных песнях, в святочных “виноградиях” с припевом “а ты здунай мой, здунай” или “да и за Дунай”. В связи с ДУНАЕМ нередко появляется мотив корабля, бросание перстня, вылавливание чудесной рыбы (ср. “Сокол-корабль ” в корабельной обрядовой песне и русской былине).

Иногда ДУНАЙ становится именем молодца. В других случаях соответствующий элемент — важная составная часть здравиц и благопожеланий. В русском эпосе это слово нередко выступает в припеве-концовке (“Дунай, Дунай, более век не знай” и т. п.). ряд мотивов, связанных с ДУНАЕМ, отмечен в русских былинах (богатырь против ДУНАЙ - реки, соотнесенной с женщиной или змеем, рогатым соколом, соловьем; Илья Муромец загатил лесом ДУНАЙ и по просьбе родителей очищает его, убивая рогатого Сокола; Михайла Потык после брака с Мариной спасает по просьбе змеи ее детей, горящих в ракитовом кусте, для чего приносит воду из ДУНАЯ).


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *